Учебно-игровой комплект «Пертра»

В современном дошкольном образовании широко применяется термин «Образовательная среда». Это понимается как совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Согласно концепции Реджио Эмилия, образовательная среда является третьим учителем, поэтому подбору игр и пособий для дошкольников необходимо уделять особое внимание. Рынок товаров для детских садов огромен, трудно сразу сориентироваться и предусмотреть все нюансы, которые могут оказать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние на развитие детей. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Поэтому в практике современных образовательных учреждений широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами.

Снимок_экрана_2018-01-29_в_18.10.24.png

Все понимают, что игровые материалы, которые окружают ребенка, должны соответствовать самым высоким стандартам качества, быть экологически безопасными и, несомненно, должны обладать развивающим и творческим потенциалом. Одним из таких уникальных товаров для детского сада, безусловно, является игровой набор «ПЕРТРА», разработанный педагогом психологом Марианой Фростинг. В состав этого комплекта входят семь наборов игровых средств в чемоданах. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность.

Снимок_экрана_2018-01-29_в_18.11.20.png

Прослушав тематический вебинар и изучив методическое пособие по применению набора при работе с детьми, отметила малочисленность предложенных вариантов игр и упражнений с деталями комплекта. В связи с этим я решила разработать картотеки игр для всех чемоданов набора. Действовала по следующему алгоритму.

1 этап. Знакомство детей.

2 этап. Индивидуальные и парные игры с детьми.

3 этап. Наблюдение за свободной деятельностью детей с различными элементами набора.

4 этап. Оформление картотек.

5 этап. Деятельность детей с набором в центрах активности.

На первом этапе. Знакомство с каждым из наборов игровых средств мы с воспитанниками начинали с исследования каждой детали чемодана. Дети ощупывали, изучали, трогали поверхности игровых элементов, у бусин рассматривали отверстия, проверяли на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.

На втором этапе ребята выполняли упражнения, предложенные педагогом. Это были как игры из методического пособия, так и придуманные самим воспитателем. Учитывая тот факт, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, стремилась организовать работу с детьми в виде игр и упражнений, объединенных одной темой. Развивающая работа проводилась с детьми малыми подгруппами за столом или на ковре.

На третьем этапе предложила детям самим придумать новые варианты игр. Ребята с энтузиазмом взялись за дело. Мне оставалось только систематизировать информацию и оформить их в картотеки.

На четвертый этап. Составляя картотеки, руководствовалась принципом от простого к сложному. Поэтому можно предлагать деятельность с набором «Пертра» как детям младшего, так и детям старшего возраста.

Пятый этап. Разработав картотеку к каждому из 7 наборов, мы стали применять его не только на индивидуальных занятиях и свободной деятельности, но и на утреннем сборе, и в центрах активности.

В центре мапулятивных игр используются наборы №2 Klassifikation (Упорядочение элементов), №7 Mathematik (Начальные математические знания), №6 Handgeschicklichkeit (От хватания к схватыванию) и другие наборы можно подключать по мере необходимости. Дети получают и закрепляют понятия геометрических фигур, преобразование одной фигуры в другую. Получают представление о сравнении, классификации, пересчет, определение количества и выполнение вычислений; представления о числе, множестве, составе числа.

В центре письма используем набор №5 Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии) Работая малыми подгруппами, дети тренируют точность движения пальцев, развивают навык владения письменными принадлежностями.

В центре искусств ведущую деятельность можно осуществлять с набором №5 Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии). Сочетаем мы этот набор и с зернотворчеством. Воспитатель выкладывает дорожку из окрашенных пластин, ребенок несколько раз проводит по ней пальцем, а затем повторяем ее на крупе (манная) или на листе бумаги.

Центр игр. В этом центре дети имеют полную свободу в замысле игры и ее осуществлении. Благодаря таким видам применения этих наборов дети придумали такой вид конструирования – плоскостной и нестандартный (гантели, шашлык, цветочек).

В процессе осуществления деятельности с набором «ПЕРТРА» у нас появилась традиция «Дни взаимодействия», когда где дети старшего возраста знакомят с игровыми элементами детей младшего возраста.

Изучая возможности игрового набора «Пертра», убедилась, что он прекрасно вписывается в образовательную среду детского сада. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Систематизация игр и упражнений с набором «Пертра» способствует развитию всех познавательных функций. На каждом занятии дети воплощают новые замыслы, поражающие своей оригинальностью. Навыки, развитые с помощью набора «Пертра» способствуют формированию важных качеств, обеспечивающих дошкольнику, в том числе, и успешное прохождение школьной адаптации.

Предлагаю вашему вниманию полезный методический материал: